Три встречи с Марком Шагалом
Первая встреча с Шагалом, вернее с его картинами, конечно, произошла в Москве. В Третьяковке, в 2005 году. Нельзя сказать, что я совсем ничего о нём не знала. Одно время попалась книга «Французская школа», где можно было многое почерпнуть, но репродукции не оставили глубокого следа в памяти, тем более, что тогда я была увлечена Модильяни.
И вот выставка «Здравствуй, Родина!» Где были представлены знаковые живописные работы этого своеобразного художника.
Это для меня было открытием! И я эту выставку довольно-таки хорошо помню.
Фотографий делалось много, но, наверное, раздала. Осталось, как ни удивительно, «Окно в деревне».
Вторая встреча — в Германии в этом году. Конечно, это Церковь Святого Стефана. Когда мы поднимались на гору Святого Стефана, редкие прохожие попадались нам навстречу, что, честно говоря, радовало, так как не люблю ходить в толпе туристов.
И вот она перед нами: удивительное сочетание готической церкви XIV века и искрящиеся синим витражи Марка Шагала!
Жаль, что я плохой фотограф. Но ведь они до сих пор перед глазами. Закрой глаза, и все сюжеты оживают!
И третья встреча опять в Москве. В Третьяковке: Марк Шагал. Истоки творческого языка художника. Но какие это разные выставки! Он как-будто пригласил к себе в родной город, провёл по улочкам, переулкам; вместе мы раскланивались с соседями, знакомыми … Он познакомил с родными … С их земными заботами, с их парящими душами …
А сколько «окон»! И опять «Окно в деревне». Почему же оно так притягивает?
Совершенно другой мир, который нужно видеть. Даже если перечислить всё, что изображено на картине, разве можно это передать словами?!
Очень было много незнакомого, хотя после первой выставки и читала о художнике.
А вот к басням Лафонтена «Орёл и жук», правда, я не сразу увидела жука.
А поводом всё-таки написать свои впечатления послужило пополнение моей коллекции открыток: репродукция картины Марка Шагала. Получила совсем недавно.
«Париж из окна», 1913 г. — Яркое французское небо, переливающийся солнечный свет, повторяющийся тысячами оттенков в кивающих своими головками цветах; причудливые пейзажи из мира иллюзий, двуликий человек, гуляющий сам по себе … Не мы ли это оглядываемся, мысленно, на те места детства, юности, да и зрелости, что являются частью нас, в то время, как мы смотрим на окружающий мир вперёд, привнося в него и наше прошлое …
«Париж из окна» ! — Он зовёт, и я уже парю … и немного завидую коту. Не была я ещё в Париже.
Только в Марселе.
Поль Синьяк. 1863-1935. Франция.
Гавань в Марселе. Около 1906-1907
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
0 Комментарии。